НАЛОГИ 2026: планируемые изменения
На сайте Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь pravo.by опубликован проект закона об изменении положений Налогового кодекса Республики Беларусь. Командой Salt BY подготовлена серия материалов по этой теме, которую начинаем с изучения изменений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), на которые мы посчитали важным обратить внимание.
Взаимозависимые лица
Планируемые изменения в ст. 20 НК в очередной раз расширяют критерии взаимозависимости лиц для целей налогообложения.
Взаимозависимыми будут считаться отношения не только между организацией и работником этой организации, но и отношения между организацией и взаимозависимыми лицами ее работника, такими как супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, усыновители и усыновленные , опекун, попечитель и подопечный.
Документы на иностранном языке
В список документов, перевод которых с иностранного языка на русский или белорусский язык будет приниматься без свидетельствования верности перевода (подписи переводчика), планируется добавить подтверждения по установленной форме статуса фактического владельца дохода у иностранной организации.
Напомним, что такие подтверждения в определенных случаях необходимы для применения пониженных ставок налога на доходы иностранных организаций в соответствии с двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения и положениями НК (п. 4 ст. 22).
Проверки
Проектом планируется закрепить ограничение на применение налоговых льгот в ходе проведения проверок. Так, льготы в виде освобождения от налогов, сборов за проверяемый период в суммах, не отраженных плательщиком в налоговых декларациях (расчетах) по налогам (сборам), срок представления которых наступил до начала проведения проверки, по объектам налогообложения, установленным и (или) скорректированным в сторону увеличения во время проверки, применению не подлежат.
То есть, согласно данному изменению, предполагается, что даже если в отношении объекта налогообложения была применена льгота в виде освобождения от налога до начала проверки, но в ходе проверки объект налогообложения был скорректирован в большую сторону, то на сумму такого увеличения льготу применить уже будет нельзя. К примеру, если в ходе проверки резидента свободной экономической зоны будет произведена корректировка прибыли от реализации продукции собственного производства в большую сторону, по которой резидентом СЭЗ применялось освобождение от налога, то на сумму такой корректировки будет доначислен налог на прибыль по установленным ставкам (п. 4 ст. 35 НК).
Вместе с тем, изменениями не затрагивается часть 3 пункта 5 статьи 35 НК, согласно которой плательщик вправе во время проведения проверки использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам), ранее не использованные, при соблюдении условий, установленных частью первой настоящего пункта, частями второй и третьей пункта 4 данной статьи, и представлении документов, подтверждающих право на льготы по налогам, сборам (пошлинам).
Возможно, в окончательной версии закона соотношение данных норм будет согласовано.
Налоговые декларации
Проектом предусматривается изменить подход к обязанности белорусских организаций подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль при отсутствии объектов налогообложения в налоговом периоде. Если согласно нынешней редакции НК налоговая декларация по налогу на прибыль должна представляться и при отсутствии объектов налогообложения в налоговом периоде, то в случае принятия проекта белорусские организации будут обязаны предоставлять такую налоговую декларацию только при наличии сумм, участвующих при определении налоговой базы по налогу на прибыль, и (или) сумм налога на прибыль, исчисленного для уплаты в Республике Беларусь. Налоговую декларацию необходимо будет представлять за отчетный период, в котором возникли такие суммы, а также за все последующие отчетные периоды этого налогового периода (п. 2 ст. 40 НК).
Приостановление операций по счетам
Планируется расширить возможности налоговых и таможенных органов приостанавливать операции по счетам, электронным кошелькам в случае, когда руководитель коммерческой организации, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени коммерческой организации, индивидуального предпринимателя лицо не располагают сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности.
В настоящее время приостановление операций в таком случае возможно только если сумма денежных средств, поступившая на счета коммерческой организации, индивидуального предпринимателя в банках за месяц, превысила 5000 базовых величин, и руководитель коммерческой организации и иные перечисленные выше лица не располагают сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства.
Проектом предлагается отказаться от пороговой суммы и приостанавливать операции по счетам, если перечисленные лица не располагают сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности независимо от суммы (п. 2.4. ст. 56 НК).
***
Проектом предусматривается закрепить возможность приостановки операций по счетам, электронным кошелькам также и в случае установления налоговым органом факта отсутствия юридического лица Республики Беларусь по месту государственной регистрации (п. 2.5. ст. 56 НК).
Правом установления факта отсутствия юридического лица Республики Беларусь по месту государственной регистрации планируется наделить налоговые органы. Документом, подтверждающим такой факт, является акт обследования, составленный по установленной форме (п. 1.9.-1 ст. 107 НК).
Принудительное взыскание налогов
Проектом планируется дополнить перечень случаев, в которых не может приниматься решение о взыскании налогов и сборов, также и счетами эскроу.
Напомним, что счет эскроу представляет собой самостоятельное обязательство по отношению к обязательствам, вытекающим из договора купли-продажи или иного договора, в котором предусмотрено применение счета эскроу, когда банк открывает владельцу счета эскроу (депоненту) специальный счет для учета и блокирования денежных средств, полученных в целях передачи их третьей стороне (бенефициару) при наступлении определенных оснований, предусмотренных договором счета эскроу.
Соответственно в отношении денежных средств на таком счете нельзя будет принять решение о взыскании в счет налогов и сборов (п. 2 ст. 62 НК).
***
Проектом предусматривается возможность взыскания налоговым органом налогов и сборов, а также пеней с физического лица, которое одновременно является индивидуальным предпринимателем, за счет денежных средств индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 61 НК).
***
Согласно проекту в отношении плательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням по результатам проверки, в том числе отраженную в акте проверки до вынесения решения по такому акту, налоговые органы наделяются правом вводить:
- временное ограничение на снятие ими транспортных средств с учета;
- запрет на совершение организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним регистрационных действий в отношении недвижимого имущества плательщика, прав на него и сделок с ним;
- временное ограничение на отчуждение доли участника в уставном фонде коммерческой организации.
Решение руководителя (его заместителя) налогового органа об ограничениях и (или) запрете, об отмене решения об ограничениях и (или) запрете, принятое по установленной форме, не позднее дня, следующего за днем его принятия, направляется плательщику, а также в территориальный орган Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения недвижимого имущества, руководителю коммерческой организации и в регистрирующий орган в соответствующих случаях.
Решение об ограничениях и (или) запрете действует до его отмены руководителем (его заместителем) налогового органа. Решение отменяется в течение трех рабочих дней после исполнения налогового обязательства, уплаты пеней (п. 1.8. ст. 107 НК).
Зачет излишне уплаченных сумм налога
Проектом предполагается изменить последовательность и порядок зачета излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней налоговым органом.
Согласно новой редакции п. 2 ст. 66 НК зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней будет производиться налоговым органом самостоятельно в следующей последовательности:
- в счет уплаты этого налога, сбора (пошлины). Такой зачет производится с использованием программных и технических средств не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда налоговому органу стало известно о подлежащей уплате сумме этого налога, сбора (пошлины);
- в счет исполнения налогового обязательства по другим налогам, сборам (пошлинам). Такой зачет производится в течение трех рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства;
- в счет уплаты единого имущественного платежа. Такой зачет производится при наличии излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени не ранее, чем за десять рабочих дней до наступления срока уплаты такого платежа;
- в счет уплаты пеней по этому налогу, пеней по другим налогам. Такой зачет производится в течение трех рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неуплаченных пеней;
- в счет взыскания стоимости, конфискации дохода, уплаты штрафов, примененных (наложенных) судами или налоговыми органами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов (далее в настоящей главе, статьях 70, 137 и 292 настоящего Кодекса – административные взыскания). Такой зачет производится в течение трех рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неисполненного административного взыскания.
Основным новшеством по сравнению с существующей последовательностью является перенос пеней по налогам в четвертый этап последовательности зачета вместо зачета на первом и втором этапах.
Кроме того, излишне уплаченная плательщиком, в том числе ликвидированным (прекратившим деятельность), сумма налога, сбора, установленная в период проведения проверки иного лица с применением оснований пункта 4 статьи 33 НК, подлежит зачету налоговым органом самостоятельно в ходе проведения проверки при определении сумм налоговых обязательств, предъявленных такому иному лицу, независимо от истечения пятилетнего периода от установленных налоговым законодательством сроков уплаты налога, сбора. Порядок проведения такого зачета будет устанавливаться Министерством по налогам и сборам и распространяется на иные контролирующие органы в сфере контроля за соблюдением налогового законодательства. Таким образом, в отличие от существующего порядка зачета суммы налогов и сборов, доначисленных с применением оснований пункта 4 статьи 33 НК, зачет будет проводиться налоговым органом самостоятельно без необходимости направления плательщиком заявления по установленной форме.
Перечень крупных плательщиков
Проектом предусматривается увеличение порога для критериев включения организаций в перечень крупных плательщиков. Так, сумму выручку (доходов) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на прибыль за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, планируется поднять с 207 600 000 до 306 700 000 бел. рублей; суммарный размер налогов, сборов (пошлин), исчисленных организацией в году, предшествующем году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков с 16 200 000 до 24 000 000 белорусских рублей; разницу между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, согласно налоговой декларации (расчету) по НДС за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков, с 16 200 000 до 24 000 000 белорусских рублей (п. 3 ст. 82 НК).
Предоставление информации налоговым органам
Проектом планируется расширить список субъектов, обязанных предоставлять информацию налоговым органам об операциях физических лиц.
- Так, резиденты Парка высоких технологий, осуществляющие соответствующие виды деятельности, будут обязаны представлять в Министерство по налогам и сборам сведения об открытии и (или) закрытии верифицированных аккаунтов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на платформах таких резидентов Парка высоких технологий, а также сведения об операциях по передаче, перечислению (переводу), получению белорусских рублей, иностранной валюты, электронных денег в такие аккаунты и (или) из таких аккаунтов в случае, если в истекшем календарном году сумма переданных, перечисленных (переведенных), полученных денежных средств в белорусских рублях или по каждой из валют или электронных денег превысила 150 000 белорусских рублей.
- Министерство финансов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, будет обязано представлять в Министерство по налогам и сборам в электронном виде сведения о суммах страховых взносов, уплаченных физическими лицами в истекшем календарном году в рамках заключенных договоров добровольного страхования на основании заключенного с Министерством по налогам и сборам соглашения.
- На год позже, начиная с 1 января 2027 года, застройщики при долевом строительстве объектов обязаны будут представлять в Министерство по налогам и сборам сведения о понесенных физическими лицами расходах на строительство объектов недвижимого имущества: в отношении которых в истекшем календарном году застройщиком переданы документы, необходимые для государственной регистрации прав на объект долевого строительства; принятых в эксплуатацию и оплата стоимости которых осуществляется физическими лицами после принятия в эксплуатацию.
Форма, порядок и сроки представления сведений будут установлены Министерством по налогам и сборам.
Банки будут обязаны представлять в налоговые органы по месту своей постановки на учет не только сведения о выданных и (или) перечисленных ими денежных средствах (электронных деньгах), поступивших физическим лицам переводом из-за границы, но также и о перечисленных такими лицами за границу.
Трансфертные цены
В соответствии с проектом предполагается установить специальные правила определения рыночной цены для сделок по предоставлению (получению) займа, когда срок возврата займа договором не установлен или определен моментом востребования.
В таких случаях для определения рыночной цены анализируемой сделки минимальным значением диапазона рыночных цен признаются следующие соответствующие ставки процентов, уменьшенные на 20 процентов, а максимальным значением диапазона рыночных цен признаются такие ставки процентов, увеличенные на 20 процентов:
- RUONIA (овернайт) – для займа в российских рублях;
- ESTR (овернайт) – для займа в евро;
- SHIBOR (овернайт) – для займа в китайских юанях;
- SOFR (овернайт) – для займа в долларах США;
- SONIA (овернайт) – для займа в фунтах стерлингов;
- SARON (овернайт) – для займа в швейцарских франках;
- ставка рефинансирования (ключевая, иная аналогичная), установленная иностранным банком, выполняющим функции центрального банка страны, – для займа, предоставленного в иных иностранных валютах, не указанных выше.
В таких случаях для определения рыночной цены анализируемой сделки для займа, предоставленного в белорусских рублях, минимальным значением диапазона рыночных цен признается уменьшенная на 50 процентов ставка рефинансирования, установленная Национальным банком, для займа, полученного в белорусских рублях, максимальным значением диапазона рыночных цен признается увеличенная на 20 процентов ставка рефинансирования, установленная Национальным банком.
В отношении займа, по которому ставка процентов является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия договора займа, под ставкой процентов понимается соответствующая ставка процентов, действовавшая на дату заключения договора займа. В остальных случаях - соответствующая ставка процентов, действующая на дату признания процентов доходами в соответствии с пунктом 2 статьи 174 или затратами (расходами) согласно пункту 3 статьи 169, пункту 2 статьи 175 НК.
При возврате займа, его части (транша) проводится сопоставление цены анализируемой сделки с диапазоном рыночных цен, сложившихся в месяце предоставления займа, его части (транша), исходя из фактического срока предоставления займа, его части (транша) (п. 4-2 ст. 92 НК).
***
Представленные выше правила планируется применять также в отношении сделок по предоставлению (получению) займа в случае отсутствия информации о сделках с сопоставимым с анализируемой сделкой сроком, на который предоставляется заем, видом валюты (п. 4-2 ст. 92 НК).
***
Проектом предусматривается, что в случае применения метода сопоставимых рыночных цен корректировка налоговой базы налога на прибыль или убытка в соответствии с пунктом 5 статьи 87 НК производится не позднее отчетного периода налога на прибыль (за исключением сделок, совершенных в четвертом календарном квартале текущего налогового периода, корректировка налоговой базы налога на прибыль или убытка по которым производится за соответствующий налоговый период), следующего за отчетным периодом, в котором совершена анализируемая сделка. По сделкам, которые стали подлежать контролю соответствия рыночным ценам в связи с наступлением условий, определенных пунктом 3 статьи 88 НК, указанная корректировка производится не позднее отчетного периода налога на прибыль (за исключением сделок, совершенных в четвертом календарном квартале текущего налогового периода, корректировка налоговой базы налога на прибыль или убытка по которым производится за соответствующий налоговый период), следующего за отчетным периодом, в котором такие сделки признаются анализируемыми сделками (п. 7 ст. 92 НК).
Для вашего удобства мы запустили Telegram-канал, где регулярно публикуем аналитические материалы и важные обновления в сфере налогов и бухгалтерского учета.