Налоги 2025: основные изменения

18 октября 2024 г.

Налоги 2025: основные изменения

На сайте Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь pravo.by опубликован проект закона об изменении положений Налогового кодекса Республики Беларусь. Командой Salt BY подготовлена серия материалов по этой теме, которую начинаем с изучения планируемых изменений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь.

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь

В проекте закона об изменении положений Налогового кодекса Республики Беларусь, опубликованном на сайте pravo.by, запланирован ряд корректировок, касающихся прав и обязанностей плательщиков налогов и сборов, предоставления деклараций и сведений о доходах, расчетов с бюджетом, правил контроля и трансфертного ценообразования

Маркетинг

Расширяется содержание маркетинговых услуг для целей применения налогового законодательства. После вступления в силу проекта закона к ним будут относиться также услуги, предоставленные через сеть Интернет, оказываемые с использованием информационных технологий и систем, по изучению текущего рынка сбыта, потребительского выбора, поисковому продвижению в сети Интернет веб-сайтов, торговых марок (брендов), услуг и (или) товаров (подп. 2.14 ст. 13 НК).

Взаимозависимые лица

Планируемые изменения в ст. 20 НК расширяют перечень взаимозависимых лиц. Признаком взаимозависимости будет считаться ситуация, когда одно лицо осуществляет (непосредственно или косвенно) контроль над другим лицом (другими лицами), в том числе отношения между:

  • организацией и руководителем или его родственниками;
  • организациями, в которых руководителем является одно и то же лицо;
  • организацией и ее работниками.

Учетная политика

Изменяются сроки предоставления учетной политики в налоговый орган по месту постановки на учет в некоторых случаях (подп. 1.4.2 ст. 22 НК).

В текущем году в случае внесения в учетную политику изменений (дополнений), их нужно представлять в МНС не позднее 30 календарных дней со дня их утверждения руководителем организации и (или) иным уполномоченным лицом (органом). В следующем году этот срок устанавливается не позднее 31 марта отчетного года.

Изменения и (или) дополнения, внесенные в учетную политику, обусловленные вступившими в силу в период с 1 марта по 31 декабря отчетного года изменениями законодательства или наступлением в этом периоде иных обстоятельств, по-прежнему следует представлять в МНС Не позднее 30 календарных дней с даты утверждения.

Зачисление выручки и доходов

Как и ранее, плательщики обязаны обеспечивать зачисление выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационных доходов (иных доходов – индивидуальными предпринимателями) на свои текущие (расчетные) банковские счета в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них в порядке, предусмотренном законодательством (п. 1.12 пункта 1 ст. 22 НК).

Указанный порядок зачисления выручки и доходов должен быть обеспечен не позднее дня, следующего за днем образования задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням и иным платежам в республиканский и местные бюджеты, а также задолженности по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения, и до полного ее погашения. В настоящее время установлен срок со дня образования такой задолженности.

Кроме того, уточняется, что в случае получения выручки и доходов наличными денежными средствами указанный порядок зачисления должен быть обеспечен путем внесения наличных денежных средств на свои текущие (расчетные) банковские счета не позднее банковского дня, следующего за днем их получения.

Также в проекте оговаривается, что данные требования не распространяются на порядок зачисления выручки в случае возникновения задолженности, в отношении которой действуют отсрочка и (или) рассрочка ее погашения, предоставленные согласно законодательству.

Налоговая тайна

Перечень сведений, не являющихся налоговой тайной, дополнен информацией о категории субъекта малого и среднего предпринимательства, дате включения его в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и дате исключения из реестра (подп. 1.14-1 пункта 1 ст. 29 НК).

Отметим, что сведения из реестра, составляющие налоговую тайну, могут быть разглашены компетентными органами Минтруда и соцзащиты, Минэкономики, ФСЗН, местным органам власти и их структурным подразделениям, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере экономики и финансов, органам, ведущим административный процесс, для выполнения задач и функций, возложенных на них законодательством (п. 5 Положения о порядке хранения сведений, составляющих налоговую тайну, доступа к ним и их разглашения, утв. Постановление Совмина от 16.09.2004 № 1149). А включенные в реестр сведения, не составляющие налоговую тайну, являются открытыми и общедоступными и размещаются на официальном сайте МНС в Интернете (п. 5 Положения о порядке формирования, ведения Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и предоставления сведений из него, утв. Постановление Совмина от 28.06.2024 № 456).

Зачет налогов по результатам применения статьи 33 НК

В настоящее время зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней может производиться по заявлению плательщика по установленной форме в счет исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней. Но плательщик вправе подать такое заявление при отсутствии у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней и неисполненных административных взысканий. Проектом закона уточняется, что излишне уплаченная плательщиком сумма налога, сбора, установленная по результатам проверки иного лица, подлежит зачету в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, начисленных такому иному лицу по результатам этой проверки (п. 3 ст. 66 НК).

Таким образом, в случае корректировки налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 33 НК в связи с выявлением схем «дробления», излишне уплаченные участниками группы суммы налогов возврату им не подлежат, а могут быть только зачтены в счет исполнения налогового обязательства плательщика-участника граппы, которому в результате проверки доначислены налоги. Указанное нововведение закрепляет подход, который сложился на практике в настоящее время.

Зачет налогов

По общему правилу зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производятся не позднее 5 лет со дня уплаты этой суммы. До сих пор зачет такой суммы производится независимо от истечения пятилетнего периода в случаях, если излишне уплаченная сумма налога установлена по результатам проверки организации, ИП или иного лица. Согласно проекту ограничение пятилетним периодом не будет распространяться также на случаи зачета или возврат уплаченного налоговым агентом за счет собственных средств подоходного налога при возврате (полностью или частично) физическим лицом- плательщиком выданных ему займов, кредитов (абз. 2 пункта 2 ст. 223 НК).

Учет

Постановка на учет физического лица, не являющегося ИП, в дальнейшем может осуществляться не только на основании документов, заявления плательщике и (или) информации о нем и (или) об объектах налогообложения, но и на основании его полученных налоговым органом сведений из регистра населения (пункт 9 ст. 69 НК).

При постановке на налоговый учет иностранной организацией, открывшей представительство, в налоговый орган в 10-дневный срок со дня его открытия помимо заявления достаточно будет представить оригинал и копию доверенности на руководителя представительства, а также копию учредительного документа иностранной организации (п. 1.1. пункта 1 ст. 70 НК) Оригинал и копия разрешения на открытие представительства и положения о представительстве, а также копия выписки из торгового регистра страны места нахождения иностранной организации или иное эквивалентное доказательство ее юридического статуса не потребуется.

Проектом закона вводится список документов для постановки на учет филиалов иностранных организаций. Такие иностранные организации должны будут предоставлять в налоговый орган по месту нахождения филиала не позднее десяти рабочих дней со дня его открытия заявление с приложением следующих документов:

  • оригинала и копии доверенности на руководителя филиала;
  • копии учредительного документа иностранной организации.

Постановка на учет такой иностранной организации, обновление о ней сведений о постановке на учет в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) осуществляются при условии открытия ею текущего (расчетного) счета в банке на территории Республики Беларусь.

Проверки

Срок составления акта дополнительной камеральной проверки продлевается с 1 до 2 месяцев со дня возникновения оснований, по которым проводилась такая проверка (пункт 10-1 ст. 73 НК).

***

Проектом предусмотрены корректировки в алгоритме проведения мероприятий по пресечению нарушений налогового законодательства иностранной организацией, иностранным ИП, осуществляющими электронную дистанционную продажу товаров, оказывающими услуги в электронной форме в случаях, если таким плательщиком будут представлены в налоговый орган документы, подтверждающие, что причиной непогашения его задолженности на сумму более 3000 базовых величин является неисполнение или ненадлежащее исполнение иностранным банком в установленный срок платежной инструкции на уплату налогов (пункт 2 ст. 84-1 НК).

Кроме того, решение об ограничении доступа к интернет-ресурсу, используемому иностранной организацией, иностранным ИП при электронной дистанционной продаже товаров, оказании услуг в электронной форме, не будет приниматься, если задолженность в сумме, превышающей 3000 базовых величин, образовалась по результатам проверки и допустивший ее плательщик обеспечивает уплату текущих платежей в бюджет в установленный законодательством срок, а также погашение задолженности не позднее ста восьмидесяти календарных дней со дня, следующего за днем вынесения решения по акту проверки(пункт 3 ст. 84-1 НК)

***

Список сведений о доходах физических лиц, которые налоговым агентам разрешается не представлять в МНС, будет дополнен сведениями (ч. 2 пункта 6 ст. 85 НК):

  • о доходах в виде дивидендов, полученных в течение календарного года, за который представляются сведения о доходах, в размере, не превышающем 40 BYN;
  • о доходах, выплачиваемых налоговым агентом, признаваемым местом основной работы (службы, учебы) умершего работника, в том числе ранее работавшего у такого налогового агента, лицам, состоящим с умершим лицом в отношениях близкого родства, в связи с его смертью, а также работникам, в том числе ранее работавшим (у такого налогового агента, в связи со смертью лиц, состоявших с этим лицом в отношениях близкого родства;
  • о доходах в виде стоимости путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные организации, оплаченных полностью или частично за счет средств ФСЗН или бюджета, а также в отношении сумм дотаций, выделенных на удешевление стоимости путевки из средств республиканского бюджета.

***

Белорусская организация, организующая электронную дистанционную продажу товаров белорусских организаций, и ИП покупателям товаров в Беларуси и за ее пределами, а также расчеты с покупателями таких товаров, будет обязана представлять ежеквартально не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации (расчета) по НДС, на безвозмездной основе в МНС по установленным форме и формату в электронном виде сведения о таких белорусских организациях и ИП, их оборотах по реализации товаров по государствам, на территорию которых товар доставлен покупателю.

Представлению подлежат сведения о продажах товаров, заказ которых белорусская организация и ИП получают посредством электронной торговой площадки белорусской организации, организующей электронную дистанционную продажу товаров. Формы, формат и порядок представления сведений о продажах устанавливаются МНС (пункт 7-3 ст. 85 НК).

Требования по предоставлению информации налоговым органам, установленные для банков, распространены и на поставщиков платежных услуг (ст.86 НК).

Трансфертные цены

В соответствии с проектом закона плательщик, который произвел корректировку налоговой базы или суммы убытка, сведения о сделке, в отношении которой произведена корректировка, включая вид сделки, дату ее совершения, наименование товара (работы, услуги), вид имущественных прав, цену (доход, прибыль), примененную ранее, и рыночную цену (доход, прибыль), наименование контрагента по сделке, а также суммах скорректированных налоговой базы налога на прибыль или убытка будет указывать непосредственно в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль.

Такие сведения могут быть также дополнены иной информацией в произвольной форме, поясняющей произведенную корректировку, которую плательщик вправе представить в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль, содержащей такую корректировку (пункт 5 ст. 87 НК).

***

В список сделок, подлежащих контролю соответствия рыночным ценам для целей налога на прибыль, будут добавлены сделки по реализации или приобретению акций (паев (их частей), долей (их частей) в уставном фонде) организации, по предоставлению (получению) займа, если они совершены со взаимозависимым лицом, с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения (подп. 1.3. пункта 1 ст. 88 НК).

***

Уточняется, что при решении вопроса об отнесении сделки к контролируемой, сумма цен сделок с одним контрагентом по предоставлению (получению) кредитов (займов) определяется путем суммирования значения цены каждой сделки с ним по предоставлению (получению) кредитов (займов), части (транша) кредитов (займов) в календарном году и суммы непогашенного остатка кредита (займа) такого контрагента на начало календарного года, в котором совершены указанные сделки (часть 2 пункта 4 ст. 88 НК).

***

Проектом закона определено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен, сопоставление цены анализируемой сделки по предоставлению (получению) кредита (займа) с диапазоном рыночных цен производится при предоставлении (получении) кредита (займа), его части (транша), внесении изменений в заключенный договор анализируемого кредита (займа), предусматривающих изменение условий, влияющих на размер ставки процентов (суммы дохода) по кредиту (займу).

В случае предоставления (получения) кредита (займа) частями (траншами) срок возврата задолженности определяется для каждой части (транша) кредита (займа) со дня предоставления (получения) этой части (транша) до дня возврата всего кредита (займа) (пункт 1 ст. 92 НК).

Доступ в личный кабинет

Налоговые органы получат право ограничивать (возобновлять) доступ плательщику к личному кабинету плательщика на Портале электронных счетов-фактур, в случаях:

  • непредставления плательщиком документов и (или) иной информации по запросу налогового органа, направленному в соответствии с п. 1 ст. 79 НК, связанных с неуплатой (неполной уплатой) НДС (необоснованным возвратом разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав);
  • установления нарушений, связанных с выставлением ЭСЧФ плательщиком при поставке товаров (работ, услуг) имущественных прав покупателю при отсутствии реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права) и при наличии у него задолженности перед бюджетом по уплате НДС;
  • неоднократное (два и более раз) изменение плательщиком ЭСЧФ в одном налоговом периоде, к которому относятся налоговые вычеты по НДС, влекущее неуплату НДС (п. 1.24. пункта 1 ст. 107 НК).
Подпишитесь на нашу рассылку
Получайте новости от нас первыми