Изменения в системе регулирования цен: на что обратить внимание

9 апреля 2025 г.

Изменения в системе регулирования цен: на что обратить внимание

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.04.2025 N 713(6) в очередной раз изменены правила регулирования цен производителей, импортеров и торговли. Рассмотрим основные изменения, содержащиеся в новом документе.

Норматив рентабельности vs предельный индекс

Производителям теперь разрешается не согласовывать повышение отпускных цен на продукцию, указанную в приложении 1 к постановлению № 713(6), если при формировании повышаемой цены используется норматив рентабельности в размере не более максимального годового значения фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в 2021 — 2024 гг. по соответствующему виду товаров, поименованному в перечне. При отрицательном значении максимальной годовой величины такого фактического уровня рентабельности либо при отсутствии раздельного учета по видам товаров, указанных в приложении 1, производитель вправе повышать цену на такой потребительский товар без согласования до безубыточного уровня (подп. 3.9 постановления № 713 (6).

В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) разъясняют, что рентабельность должна рассчитываться не по конкретному наименованию продукции, а по виду потребительских товаров, названному в приложении 1. То есть, если там назван вид продукции «консервы рыбные», то определять фактический уровень рентабельности нужно сразу по всей этой товарной группе, а не отдельно по кильке, шпротам и сардинам.

При этом используемый фактический уровень рентабельности должен основываться на данных бухгалтерской отчетности и подтверждаться документами и расчетами. В расчет включаются все данные по предприятию, включая реализацию на территории РБ по регулируемым ценам и за рубежом.

В письме МАРТ от 4.04.2025 № 03-02-11/317К отмечается, что ограничения по количеству пересмотров отпускных цен с применением таких уровней рентабельности постановлением № 713 не установлены.

Данная норма действует с 4 апреля 2025 года.

Отметим, что при этом сохраняет свое действие подп. 3.7 постановления 713, которым в качестве условия, освобождающего от согласования отпускных цен производителями потребительских товаров названо ежемесячное повышение отпускных цен более чем на 0,3% к уровню предыдущего месяца. При формировании отпускных цен с применением «ретроспективного» норматива рентабельности, предусмотренного постановлением № 713(6), теоретически может быть превышен указанный порог в размере 0,3% к уровню предыдущего месяца. По всей видимости, для таких случаев целесообразно дождаться дополнительных разъяснений регулятора о соотношении подпунктов 3.7. и 3.9. постановления.

Затраты, не включаемые в себестоимость

Министерствами по согласованию с Белстатом при определении порядка планирования и калькулирования себестоимости продукции для целей ценообразования, будет также устанавливаться перечень затрат (расходов), не включаемых в себестоимость (п. 8 постановления № 713 (6).

Отметим, что в п. 14 Инструкции о порядке планирования и калькулирования себестоимости продукции для целей ценообразования, утв. постановлением МАРТ, Минэкономики, Минфина, Минтруда и соцзащиты от 04.11.2022 № 71/15/50/68, и сейчас указаны затраты, не включаемые в себестоимость продукции для целей ценообразования. Можно предположить, что теперь этот перечень будет изменен – возможно, с учетом норм статей 172-175 НК или по аналогии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утв. постановлением Минэкономики, Минфина, Минтруда и соцзащиты от 30.12.2008 № 210/161/151, отмененными в конце 2010 года.

Если поправки в Инструкцию № 71/15/50/68 будут, то они должны появиться уже в начале мая – согласно п. 3 постановления № 713 (6) республиканским органам госуправления отведен всего месяц для приведения актов законодательства в соответствие с новым постановлением. Впрочем, возможно, что никаких новшеств здесь не будет, а корректировка в постановлении № 713(6) просто закрепляет факт существования имеющегося списка «невключаемых» затрат.

Надбавки импортера

Постановлением № 713(6) устанавливаются единые предельные надбавки на импортируемые (реимпортируемые) товары вне зависимости от количества звеньев в поставке товара от границы до конечного потребителя (части 1 – 3 п. 11 постановления № 713 96). Таким образом, с 15.04.2025 г. на каждый импортируемый товар, указанный в приложении 1, применяется единый предельный максимальный уровень надбавки, которая распределяется между все звеньями торговли – импортером, оптовой и розничной организациями торговли.

В соответствии с письмом МАРТ № 03-02-11/317К, отпускная цена (ОЦ) формируется импортером по следующему алгоритму:

ОЦ = КЦ + РИ + НИ + РД + РФ,

где,

КЦ – контрактная цена, пересчитанная в белорусские рубли;

РИ – расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров;

НИ – надбавка импортера, не превышающая единой предельной надбавки на импортируемые (реимпортируемые)товары (НИ≤ ЕПН);

РД – расходы по доставке, включая погрузочно-разгрузочные работы, потребительских товаров до пункта, обусловленного договором с покупателем (юридические лица и индивидуальные предприниматели формируют отпускные цены на потребительские товары с учетом или без учета расходов по доставке (часть седьмая пункта 11 постановления № 713);

РФ – расходы по фасовке (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, зарплата работников, производящих фасовку, с отчислениями на социальные нужды, амортизация оборудования) в одноразовые упаковочные материалы, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами.

Оставшийся размер единой предельной надбавки на импортируемые (реимпортируемые) товары для применения субъектами оптовой и розничной торговли (ЕПНопт + розн) исчисляется делением переведенных в коэффициенты установленного размера ЕПН и примененной надбавки импортера. При этом сохраняются существующие подходы по расчету оптовых и розничных цен и включению субъектами торговли расходов по доставке и расходов по фасовке при формировании цен.

Так, оптовые надбавки и торговые (с учетом оптовой) надбавки применяются к отпускным ценам импортеров (далее – ОЦ), указанным в накладных.

Например, если на кофе или рис установлена единая предельная надбавка 40%, а импортер при формировании отпускной цены применил 15%, то надбавка для оптовых звеньев и розницы составит не более 21,73%. Она будет рассчитываться следующим образом:

((40+100)/100) / ((15+100)/100) * 100 – 100 = 21,73%

Если при расчете коэффициентов получены числа, более чем с 4-мя знаками после запятой, МАРТ рекомендует округлять результат в меньшую сторону, чтобы не допустить превышения единой предельной надбавки.

Именно этот размер надбавки придется делить между собой розничному магазину или сети и их оптовым поставщикам, купившим товар у импортера. При этом базой расчета (100%) служит отпускная цена, формируемая импортером как сумма контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли, расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте, расходов по доставке и фасовке товаров, установленных п. 11 постановления № 713.

С 15.04.2025 г. импортеры обязаны указывать в накладных ТТН и ТН в числе дополнительных сведений, связанных с установлением регулируемых цен, также размер примененной надбавки импортера в процентах, а оптовики – размер надбавки импортера в отношении импортируемых товаров (п. 12 постановления № 713 (6).

Постановлением изменены размеры предельной максимальной надбавки импортера, оптовой надбавки (с учетом надбавки импортера), торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки и надбавки импортера) на некоторые импортируемые (реимпортируемые) потребительские товары. Например, на рыбу и рис надбавка импортеров увеличена с 25 до 40%, масло подсолнечное и рапсовое – с 25 до 35%, чай и кофе – с 30 до 40%, на шоколад, зефир и иные кондитерские изделия снижается с 40 до 25% и т.д.

Таким образом, импортеры, не имеющие собственной розничной сети, вряд ли смогут установить предельную максимальную надбавку, поскольку какую-то часть необходимо оставить для своих партнеров в оптовых и розничной звеньях. В более благоприятном положении окажутся импортеры, имеющие собственную розничную сеть – они смогут включить в отпускную цену всю предельную максимальную надбавку или разделить ее на надбавку импортера и торговую надбавку, которые останутся в рамках одного юридического лица.

Нормы постановления № 713 (6), касающиеся сокращения перечня регулируемых товаров и порядка формирования цен на импортируемые товары, вступают в силу с 15 апреля 2025 г.

Остатки потребительских товаров, указанных в приложении 1 к постановлению № 713 (6), сложившиеся у импортеров и субъектов торговли на 14 апреля 2025 т.г., должны реализовываться:

  • до нового поступления таких же товаров – по ценам, не превышающим уровень, сложившийся на 14 апреля т.г.;
  • при новом поступлении таких же товаров после 14 апреля – по ценам не выше сформированных в соответствии с постановлением № 713 (6) на вновь поступившие потребительские товары.

В письме МАРТ № 03-02-11/317К подчеркивается, что при реализации остатков товаров, сложившихся у импортеров и субъектов торговли на 14 апреля 2025 г., цены на такие остатки не должны превышать уровень цен на такие же товары по состоянию на эту дату.

Обязанность приведения цен на остатки товаров, сложившиеся у импортеров и субъектов торговли на 14 апреля 2025 г., в соответствие с постановлением № 713 (6) возникает исключительно в случае нового поступления таких же товаров с 15 апреля 2025 г. импортеру, субъекту торговли (юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю). При этом у импортеров и субъектов торговли обязанность по приведению цен на остатки товаров возникает при поступлении в любой из объектов этого юрлица или ИП. При перемещении остатков товаров в рамках одного субъекта хозяйствования (например, перемещение с распределительного склада в торговый объект) обязанность по приведению цен на остатки товаров не возникает.

После 14 апреля тг. указанное приведение цен в соответствие производится в следующем порядке:

  • в случае, если сформированная в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713 (6)) цена на вновь поступивший товар выше цены на остатки, то необходимость приведения в соответствие цен на остатки отсутствует;
  • в случае, если сформированная в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713 (6)) цена на вновь поступивший товар ниже цены на остатки, то производится уменьшение цен на остатки до уровня цены, сформированной на вновь поступивший такой же товар.

Если товар поступил импортеру, субъекту торговли в рамках оптовой торговли (на склад, в распределительный центр) до 14 апреля и розничная торговля данным товаром не осуществлялась, то при перемещении товара в розничные торговые объекты этого импортера, субъекта торговли с 15 апреля розничные цены устанавливаются в соответствии с требованиями постановления № 713 (6).

Как субъекты оптовой торговли будут указывать в накладных при продаже имеющихся на их складах остатков импортных товаров размер надбавки импортера, сведений о которых они при поставке не получали, постановление № 713(6) не разъясняет.

В письме МАРТ № 03-02-11/317К оговаривается, что субъекты розничной торговли вправе провести дооценку розничных цен до уровня отпускных цен на вновь поступившие такие же товары. При этом с 15 апреля 2025 г. розничные цены формируются ими путем применения сединой оптовой и розничной торговой надбавки к дооцененным отпускным ценам. Импортеры и оптовики дооценку проводить не вправе, указано в письме.

«Борщевой» набор

Период ограничения цен на плодоовощную продукцию, перечисленную в приложении 1-1,) сокращен на 1 месяц. Ранее предельные максимальные отпускные цены на свежие картофель, капусту, лук репчатый, свеклу, морковь, огурцы и яблоки устанавливались на период с 21.10.2024 по декабрь 2024 г. и с января по май 2025 г. (ч. 4 п. 11 постановления № 713 (6).

Теперь постановлением № 713 (6) период действия максимальных отпускных цен на эту продукцию сокращается на месяц – до конца апреля тг.

Кроме того, с 4 апреля тг. из перечня плодоовощной продукции, для которой применяются максимальные отпускные цены, исключаются ранняя свежая белокочанная капуста, а также красный и белый репчатый лук

Перечень товаров

С 15 апреля перечень регулируемых товаров, закрепленный в приложении 1, сокращается с 331 до 209 позиций. Кроме того, в рамках оставшихся позиций почти на 120 наименований товаров цены государством более регулироваться не будут.

В частности, исключены из перечня такие продовольственные товары, как котлеты мясные, пирожки, блинчики, чебуреки, беляши, голубцы с мясом, сало (шпик), в том числе соленое сырокопченые и сыровяленые колбасные изделия, копчености из свинины, мяса птицы, консервы мясные и мясо-растительные, всю рыбу копченую (до сих пор исключение было лишь для лососевых, осетровых, тунцовых рыб), крабовые палочки (крабовое мясо), рыбные полуфабрикаты (котлеты, рыбные палочки, фарш, бургеры), сливки из коровьего молока, творожный крем, десерт, пудинг, пасту, полуфабрикаты из творога (вареники, блинчики), сыр мягкий, включая творожный, сыры с плесенью, плавленые и рассольные, а также сыр в тертом виде, масло топленое и шоколадное, жир животный, мед натуральный, соль морская и гималайская, сухари, сушки, баранки, рис «Жасмин» и «Басмати», кукурузные хлопья, горох, фасоль, мюсли, прочие сухие завтраки из разных круп, макаронные изделия быстрого приготовления. Не будут более регулироваться цены на лук зеленый, укроп, петрушку, свежие салаты, салатные смеси, замороженные овощи и овощные смеси, фрукты, ягоды и фруктово-ягодные смеси, соленые огурцы и помидоры, квашеную капусту, свежие баклажаны, киви, персики, нектарины, хурму, орехи в скорлупе, сухофрукты, консервированные фрукты, варенье, джем, повидло, конфитюр из фруктов (ягод), напитки безалкогольные, воду в стеклянных бутылках и жестяных банках, квас, майонез и соусы на его основе, пищевую горчицу, картофельные чипсы, томатный соус, кетчуп.

Из перечня исключены торты и пирожные халва, драже, какао-порошок, но включены сладости мучные.

В письме МАРТ № 03-02-11/317К уточняется, что согласно СТБ 927-2008 сладости мучные — мучные сладости, изготовленные из муки, сахара, жира, с добавлением или без добавления других пищевых ингредиентов. Мучные сладости изготавливают с начинками и без начинок. Таким образом, товары, содержащие маркировку «печенье», «сладость мучная», будут подлежать ценовому регулированию.

Ценовое регулирование сохраняется на молотый и растворимый кофе.

Отменяется регулирование цен на ряд непродовольственных товаров. Так, из перечня исключены мужские и женские летние головные уборы (шляпа, кепка, бейсболка), столы, стулья, табуреты, наборы корпусной и мягкой мебели, мебель и гарнитуры для прихожей, мебель и наборы мебели для ванной комнаты и спальни, ковры и ковровые изделия. Исключены почти все текстильные изделия (одеяло (плед) шерстяное, полушерстяное, стеганое, покрывало, скатерть, шторы, занавески, портьеры, жалюзи, рольшторы тканевые, полотно гардинное тюлевое из синтетических нитей), все 6 позиций посуды и столовых приборов, газовый бытовой духовой шкаф (газовая плита осталась).

Не значатся более в перечне и многие виды электротоваров, в том числе электрические лампы накаливания, светодиодные, энергосберегающие, бытовые кухонные комбайны и посудомоечные машины, люстры, светильники потолочные, бра, торшеры, настольные лампы, электрические соковыжималки, мультиварки, варочные панели, духовые шкафы, радиаторы, электродрели, триммеры (газонокосилки), розетки электрические, удлинители, электробритвы. Также исключены роботы-пылесосы, телевизоры с диагональю более 43 дюймов, музыкальные центры (мини-системы).

Исключены из перечня некоторые стройматериалы, в т.ч. пиломатериалы обрезные и необрезные, практически вся металлопродукция (кроме сетки-рабицы), облицовочные панели (плиты) из поливинилхлорида, строительные детали и конструкции из поливинилхлорида и алюминия, а также из дерева, шпона, мелкодисперсной фракции.

Также не будут в дальнейшем регулироваться цены на перчатки из натуральной кожи, сумки и поясные ремни как из искусственной, так и из натуральной кожи, галстуки и зонты, хозяйственные товары, музыкальные инструменты, телефонные аппараты, товары для физкультуры, спорта и туризма, мотоциклы, скутеры, мотороллеры, крем для обуви, краску, моющие средства по уходу за автомобилями. Исключены кремы для лица, рук и ног, дезодоранты, одноразовые бритвенные станки и их наборы, пена, гель для бритья, зубные щетки (кроме электрических), туалетная вода, губная помада, пена для ванн, гель для душа, лаки для ногтей, лак, краска, крем-краска для волос.

Кроме того, исключены слесарно-монтажные деревообрабатывающие, штукатурные, ремонтные и строительные инструменты, лопаты, грабли, почвогрунт, швейные бытовые машины, полиэтиленовые пакеты, счетчики учета потребления воды.

На экспорт – без согласования

Перечень случаев, в которых действие норм постановления № 713(6) не распространяется на производителей, дополнен отношениями, связанными с реализаций товаров, реализуемых юрлицам и ИП для целей их дальнейшей реализации ими за пределы РБ, при условии согласования такой реализации с государственными органами (организациями), указанными в п. 2 постановления № 713(п. 23 постановления № 713(6).

При этом оговаривается, что товары, приобретенные для экспорта и не использованные на эти цели, могут реализовываться на внутренний рынок иным юрлицам и ИП по цене, не превышающей отпускную цену, установленную производителем в документе, которым утверждены отпускные цены для внутреннего рынка, на дату реализации такого товара этим юрлицом или ИП, а в случае, если цена приобретения ниже установленной производителем, – по цене приобретения. Однако, в МАРТ считают, что если продукция планируется к продаже белорусскому юрлицу или ИП для последующего экспорта по отпускной цене, превышающей цену производителя на внутреннем рынке и сформированной с учетом требований постановления № 713, то согласование цены потребуется.

Реализация таких потребительских товаров на внутренний рынок по цене выше цены их приобретения или превышающей отпускную цену производителя этих товаров будет считаться нарушением определенного порядка установления и применения цен (п. 20 постановления № 713 (6).

Также не потребуется согласование в отношении товаров, реализуемых в стерильной зоне аэропортов.

Бартер

Запрет на проведение товарообменных операций продлевается до конца 2025 г. Одновременно на этот период продлевается и право облисполкомов и Мингорисполкома определять перечни товарообменных операций, которые должны содержать предметы этих операций (товары, работы, услуги), а также наименования юридических лиц, между которыми могут осуществляться товарообменные операции на основании соответствующего перечня (п. 14 постановления № 713 (6).

Право отменять решения госорганов о согласовании повышения отпускных цен с 04 мая тг. передаются Комиссии по вопросам госрегулирования ценообразования при Совмине. До сих пор эти полномочия находились в компетенции МАРТ.

Комиссия будет принимать такие решения в случаях невыполнения установленного параметра по индексу потребительских цен и (или) возможного влияния на прирост этого индекса по потребительским товарам, в отношении которых превышен определенный МАРТ показатель ежемесячного допустимого роста цен. При этом более не имеет значения, занимают ли эти товары долю более 0,05% в структуре потребительских расходов населения, или нет

Подпишитесь на нашу рассылку
Получайте новости от нас первыми