Исключения для ТЦО по займам и другие корректировки налогового законодательства
Указом от 31.07.2025 № 292 внесен ряд корректировок в налоговое законодательство, которые вступили в силу 03.08.2025.
Трансфертное ценообразование
В соответствии с Указом № 292 налоговая база налога на прибыль за налоговые периоды 2025 - 2027 годов не подлежит корректировке в связи с наличием между сторонами анализируемой сделки коммерческих и (или) финансовых условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках, по предоставленным белорусским организациям целевым займам по ставкам процентов, размер которых ниже рыночной цены при исполнении подлежащих контролю соответствия рыночным ценам сделок, указанных в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 88 НК.
В подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 88 НК речь идет о сделках:
- совершенных со взаимозависимым юридическим лицом - налоговым резидентом Республики Беларусь, освобожденным от налога на прибыль (плательщики, применяющие особые режимы налогообложения или осуществляющие деятельность на определенных законодательными актами территориях, резиденты СЭЗ, ПВТ, специального туристско-рекреационного парка "Августовский канал", Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень") (подп. 1.2 ст. 88 НК);
- совершенных с иным взаимозависимым лицом, а также любым иным лицом, которое не является взаимозависимым, но применяет особые режимы налогообложения.
При этом целевым считается заем, предоставляемый белорусским организациям на текущую и инвестиционную деятельность, кроме направления полученных средств на финансовые вложения (например, вложения в ценные бумаги или предоставление займов). Суммы таких целевых займов не будут учитываться при определении суммы цен сделок с одним контрагентом по предоставлению (получению) займов. Термины «текущая деятельность» и «инвестиционная деятельность» применяются в значениях, определенных законодательством о бухгалтерском учете, бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
Таким образом, исключаются из-под контроля рыночных цен договоры займа, которые:
- являются целевыми, но целью не являются финансовые вложения;
- предусматривают ставку процентов за пользование займом ниже рыночной.
Кроме того, как и ранее, не будут подлежать контролю займы, сумма которых между одними и теми же контрагентами не превышает 400 000 белорусских рублей за календарный год независимо от условий по процентам и целевому характеру.
Отметим, что Указ не упоминает займы по ставкам процентов, размер которых выше рыночной цены. А это означает, что если такой заем будет подпадать под критерии для сделок, подлежащих контролю в соответствии со статьей 88 НК, то налоговая база по налогу на прибыль у заемщика будет подлежать корректировке в сторону увеличения на сумму разницы между рыночной ставкой процентов и фактически примененной в договоре завышенной ставкой.
Следует также обратить внимание, что для решения вопроса о возможности применения Указа № 292 плательщикам в любом случае необходимо собрать информацию о рыночных ставках процентов для того, чтобы проверить, как соотносится ставка процентов в договоре займа с рыночным показателем ставки.
Постоянное представительство
Из Указа от 21.07.2014 № 361 исключается норма, согласно которой иностранные организации обязаны соблюдать требования белорусского законодательства о бухгалтерском учете и отчетности в отношении осуществляемой ими на территории Республики Беларусь деятельности, подлежащей налогообложению в связи с квалификацией в качестве постоянного представительства на территории РБ. Однако, следует иметь в виду, что такая обязанность сохраняется, поскольку предусмотрена п. 3 ст. 22 НК (в ред. Закона от 30.12.2018 № 159-З).
Речь идет о следующих обстоятельствах, когда деятельность на территории Республики Беларусь приводит к созданию постоянного представительства:
- филиал иностранного юридического лица или иное постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 ст. 180 НК);
- организация или физическое лицо, осуществляют деятельность, от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеют и используют полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий (часть 1 подп. 1.2 подп. 1.1 ст. 180 НК);
- иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней непрерывно или в совокупности в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 3 ст. 180 НК);
- строительная площадка, монтажный или сборочный объект с начала ее (его) существования существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 4 ст. 180 НК).
Маски и антисептики
Из Указа от 24.04.2020 № 143 "О поддержке экономики" исключена норма, согласно которой не облагаются подоходным налогом доходы в размере стоимости средств индивидуальной защиты, антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств, питания, получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий.
Напомним, данная норма с 1 января тг. закреплена в подп. 2.4 ст. 196 НК.
Льготы творческим союзам
Также Указом № 292 утвержден новый перечень творческих союзов, у которых обороты по реализации в республике товаров (работ, услуг) освобождаются от НДС, а валовая прибыль - от налогообложения налогом на прибыль. При этом из перечня, утвержденного Указом от 09.07.2001 № 374, исключены ассоциация общественных объединений «Белорусская конфедерация творческих союзов», а также ликвидированные в прошлом году общественные объединения «Белорусский фонд культуры», «Белорусский союз литературно-художественных критиков», «Белорусская гильдия актеров кино».